Разработка экспедиционного снаряжения
Натурные испытания
Экспедиционный костюм
Фотосъемка
Экспедиции
Клуб экспедиционных технологий
Историко-краеведческая поисковая группа “Забытые имена”
Клуб однофамильцев “Лучанский”

Библиотека

Школа экологического выживания

Освещен 11-летний опыт работы (в том числе в течение 7 лет - со школьниками) по выживанию в экстремальных ситуациях. Особое внимание уделяется индивидуальному жизнеобеспечению, практикуемому коренными северными народами.

Работа посвящена постановке проблемы выживаемости в комплексе: от сохранения жизнедеятельности индивида в конкретной природной либо социальной экстремальной ситуации до выживаемости человеческих популяций во всех средах. Приводятся аналоги и модели, существующие на практике. Предлагается вариант школы экологической выживаемости, функционирующей совместно с гуманитарно-экологической школой нового типа. Указываются некоторые направления работы новой школы, а также основные принципы и этапы работы школы экологического выживания.

В приложении приводятся рекомендации по выживанию в природных экстремальных средах, в условиях полного отсутствия специального снаряжения и предварительной подготовки. Рекомендуется в качестве пособия по курсу «Основы безопасной жизнедеятельности» преподавателям курса ОБЖ, старшеклассникам, а также всем интересующимся проблемами выживаемости.

В отличие от действующей Временной Программы ОБЖ, ориентирующей на максимальное освоение уже имеющегося знания и использования заранее подготовленного снаряжения, в предлагаемом пособии основным методическим приемом является воспитание экологического мышления.

Рекомендовано в качестве пособия Екатеринбургским областным институтом усовершенствования учителей и Московским институтом общего образования.

В качестве информационного дополнения рекомендуется использование пособия Ю.В. Репина, Р.А. Шабунина, В.А. Середы «Основы безопасности человека в экстремальных ситуациях».

 

Оглавление

 

Предисловие - 3

От автора - 5

Введение - 9

1. Исторические этапы формирования проблемы выживаемости - 11

1.1. Естественная экспансия в природу - 11

1.2. Борьба за обладание территорией проживания - 11

1.3. Общество максимального удовлетворения потребностей - 12

1.4. Выживание Человека - 12

2.Варианты и причины возникновения экологически экстремальных ситуаций - 12

2.1. Аварийные ситуации - 13

2.2. Стихийные бедствия - 14

2.3. Экспедиционные (туристические) ситуации, «эффект зонда» - 14

2.4. Освоение новых территорий - 15

2.5. Сосуществование популяций - 16

3. Эшелоны физиологических резервов организма -.16

3.1. Резервы тела - 17

3.2. Человеческие эмоции - 17

3.3. Острый стресс - 17

4. Культурно-экологическая адаптация как принцип выживаемости - 18

4.1. Этика благоговения перед жизнью А. Швейцера - 18

4.2. Природа как продолжение человека - 20

5. Способы адаптации к экстремальным средам - 21

5.1. Виды экстремальных сред - 21

5.2. Капсулированный вариант преодоления экстремальной ситуации - 22

5.3. Туризм - 23

5.4. Автономное жизнеобеспечение коренных северных народов - 23

6. Принципы работы школы экологического выживания - 27

6.1. Цель школы - 27

6.2. Принципы работы школы - 27

7. Этапы школы экологического выживания - 30

7.1. Информационный этап - 30

7.2. Начальный первый этап - 30

7.3. Второй этап - 32

7.4. Третий этап - 33

7.5. Заключительный этап -

7.6. Принципы разработки рекомендаций по действиям в аварийной ситуации – 33
© Центр экспедиционного и специального снаряжения 2009.
Наши контакты:
e-mail: cess@aerogeologia.ru