Разработка экспедиционного снаряжения
Натурные испытания
Экспедиционный костюм
Фотосъемка
Экспедиции
Клуб экспедиционных технологий
Историко-краеведческая поисковая группа “Забытые имена”
Клуб однофамильцев “Лучанский”

Клуб экспедиционных технологий

Молодежный образовательно-исследовательский центр «Готовность»

Основа цивилизации – материальная культура. Развитие материальной культуры обеспечивает прогресс и ведет к безопасности жизнедеятельности и росту комфорта в городских условиях. Основа нашей цивилизации – это город. На улучшение жизни в городе направлены все достижения науки и техники. И лишь профессия геолога, являясь по существу современным продолжением жизни кочевых народов, аккумулирует в своей профессиональной деятельности методы и технологии жизнедеятельности вне города, вне населенных территорий. Поэтому история развития экспедиционного костюма, полевых жилищ, средств обогрева и приготовления пищи, способов передвижения и преодоления препятствий – это чрезвычайно важно, чтобы сохранить национальные традиции, исторический экспедиционный опыт и создать методы передачи этого опыта молодым поколениям российских геологов и путешественников.

Экспедиционная одежда - это одежда современного путешественника. Экспедиционное снаряжение - это мобильность, автономность и универсальность. Это гарантия безопасного жизнеобеспечения и выживания в экстремальных условиях природной среды.

Это  одежда для защиты человека от поражающих факторов при проведении маршрутов в экспедиционных условиях, имеющая специфические конструктивные элементы и технологические особенности для работы в труднодоступных районах различных климатических и природных зон.

Эта одежда современного путешественника, впитавшая дух времени, зов дальних земель,  старинные мотивы былинных историй о первопроходцах. Это одежда, комбинирующая моду всех эпох, этнические мотивы, романтику меридианов и параллелей, ландшафтную калористику, защитные функции от опасных факторов, современные материалы и технологии.

Экспедиционная одежда взяла лучшее из других стилей: эргономичность у спортивного стиля, функциональность у военной экипировки, надежность у рабочей одежды, простоту народного костюма, комфортность стилей кантри и сафари, энергетику этнического стиля.

Девиз центра.

«Готовность сегодня - наша безопасность завтра».

Философия центра.

«Скажи мне, и я забуду; покажи мне, и я, может быть, вспомню; дай мне сделать самому, и я пойму».

Цель работы всех школ и лабораторий центра.

Подготовить молодых людей к самостоятельной, взрослой жизни, выработать в них способность стойко и осознано преодолевать любые экстремальные ситуации.

Романтизм приключенческой деятельности - это всего лишь пробуждение мотивации к активному участию в работе центра. Систематические занятия в разных лабораториях и школах центра - это возможность попробовать себя в различной специализации с целью определения своих профессиональных наклонностей.

Экспедиционное путешествие определяется как вид длительного путешествия с научными и исследовательскими задачами в отдаленные, труднодоступные районы, а с психологической точки зрения представляет собой реализацию человеком своего стремления к преодолению трудностей в целях самосовершенствования или самоутверждения в социуме.

Для успешной и безаварийной деятельности нужно, в первую очередь, развивать мышление молодых людей, их умение самостоятельно принимать верные решения в условиях дефицита информации. При обучении следует создавать нестандартные, проблемные ситуации, развивать этим творческие способности школьников и давать рекомендации к быстрому профессиональному росту только тем из них, кто с такими ситуациями справляется.

Героизм исследователей - профессионалов не в том, что они идут на риск, а в том, как тщательно и скрупулезно они делают все возможное, чтобы обезопасить свою жизнь. Они делают это не из самовлюбленности. Эти люди понимают тонкую разницу между преданностью делу и осторожностью, основанную на знании деталей, а также между смелостью и слепотой. Чтобы преодолеть все трудности экспедиционного путешествия, надо много знать, чтобы понимать. Надо понимать, чтобы видеть, а видеть, чтобы предвидеть. Предвидеть, чтобы захотеть действовать. Любой человек действует в рамках своих знаний, поэтому задача всех образовательных и исследовательских программ дать необходимый объем знаний для практических дел.

Концепция учебного процесса.

Знать - понимать - уметь применять - анализировать - прогнозировать - оценивать - предупреждать - синтезировать - систематизировать - передавать опыт.

Исследовательская работа в центре.

Современная школа требует развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей. Это предполагает внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.

Актуальность образовательных и исследовательских программ центра объясняется возросшей потребностью современного информационного общества в принципиально иных молодых людях: образованных, нравственных, предприимчивых, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовых к межкультурному взаимодействию, обладающих чувством ответственности за судьбу страны и умеющих оперативно работать с постоянно обновляющейся информацией. Соответствовать этим высоким требованиям сегодня может лишь человек, владеющий навыками научного мышления, умеющий работать с информацией, обладающий способностью самостоятельно осуществлять исследовательскую, опытно - экспериментальную и инновационную деятельность. Учитывая то, что приоритетные способы мышления формируются в раннем подростковом возрасте, очевидно, что навыки исследовательской деятельности необходимо прививать еще в школе. Однако узкие временные рамки урока не позволяют в полной мере использовать потенциал исследовательской деятельности для развития учащихся в школе. В этой связи большое значение имеет форма работы с детьми в системе дополнительного образования, нацеленной на формирование учебных исследовательских умений у школьников.

Цель исследовательских программ:

- выявление наиболее способных к творчеству учащихся и развитие у них познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей;

- обучение навыкам исследования и умению задавать вопросы;

- навыкам общения при групповой работе;

- использованию различных методов организации и планирования своей деятельности в обычных   условиях и в условиях дефицита  информации и времени, ограниченности ресурсов, отсутствия комфортных условий пребывания.

Задачи исследовательских программ:

- познакомить учащихся со структурой исследовательской деятельности, со способами поиска информации;

- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

- создавать условия для развития интереса обучающихся к изучению проблемных вопросов;

- развивать умения планировать, осуществлять и анализировать свою деятельность.

Методы и приемы:

В процессе исследовательской работы учащиеся используют следующие методы и приемы работы:
- изучение теоретических источников;
- наблюдение;
- поисковый эксперимент;
- описательный;
- анкетирование;

- решение ситуационных задач;

Формы занятий:

- лекционные;

- семинарские;

- практические индивидуальные;

- практические групповые;

- домашние письменные работы.

Логика построения исследовательских программ обусловлена системой последовательной работы по овладению школьниками первоначальных навыков исследовательского поиска: от теоретических вопросов к практической самостоятельной деятельности.

Занятия способствуют формированию следующих умений и навыков:

- формулировать проблему;

- работать с источниками информации;

- систематизировать и анализировать полученную информацию;

- готовить и проводить натурные эксперименты;

- планировать, осуществлять и анализировать свою деятельность;

- оформлять сообщения, делать доклады, писать рефераты.

Формы, позволяющие представить результаты исследования:
- конкурс юных исследователей, на которых учащиеся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
- презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;
-  выступления, как правило, для определенного круга – своих одноклассников, учащихся параллельных классов, заинтересованных данной темой;
-  доклад с целью сообщения новых знаний;
- выставка достижений, проводится для родителей и может быть посвящена определенной теме, дисциплине и т. д.;
- реферат, фотоотчет, публикация на сайте.

Образовательные программы (школы) центра.

Программы центра рассчитаны для занятий с детьми среднего и старшего школьного возраста, а также со студентами по специальным программам подготовки вожатых. В центре действует 4 школы - лаборатории для школьников, одна школа для студентов. Работа носит в основном практический характер. 15-20 минут всего рабочего времени отводится на сообщение необходимых теоретических сведений, что позволяет познакомить ребят с основными понятиями, терминами, определениями, технологиями. Остальное время – выполнение практических заданий.

Все занятия в помещении и в натурных условиях начинаются и заканчиваются выполнением комплексов специальной физической подготовки, которые направлены на оздоровление, закаливание, повышение физической и умственной работоспособности, снятию усталости и восстановлению.

В образовательные программы включены занятия ручного труда.

Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать воспитанников. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит подростка анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Предлагаемая программа имеет художественно – эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для воспитанников, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у воспитанников художественного вкуса и творческих способностей.

Программа построена «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из тканей с использованием самых разнообразных техник. «Мастер» — так называется программа. Она предлагает развитие в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно – эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого и его самореализации. Она предусматривает развитие у них изобразительных, художественно – конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

В процессе конструирования помимо развития мелкой моторики развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.

В ходе усвоения содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным участникам будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это даёт возможность предостеречь воспитанника от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

Задачи занятий ручного труда:

- развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения;

- развивать мелкую моторику рук и глазомер;

- развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии;

- развивать способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук;

- развивать пространственное воображение;

- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

- способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности;

- совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.


1. Школа-лаборатория краеведа - фоторепортера «Следопыт»

Возраст школьников.

От 12 до 18 лет.

Девиз школы.

«Рукописи не горят».

Продолжительность программы ознакомительного уровня.

6 месяцев - 72 часа (3 часа в неделю, 12 часов в месяц).

Образовательные темы.

(Программа Школы будет опубликована в конце сентября после утверждения).

Как проводить этнографический, исторический и библиографический поиск материалов о жизни кочевых народов, истории географических открытий и эволюции экспедиционного снаряжения.

Как изучать дневники первопроходцев и брать интервью.

Как написать реферат и сделать доклад.

Как написать программу и методику исследований.

Как фотографировать в различных климатических условиях.

Что такое экспедиционный стиль в фотографии.

Как написать рассказ и сделать фотоальбом о путешествии.

Какие существуют правила репортажной съемки (8 правил).

Какие существуют композиционные приемы (12 приемов).

Какие условия необходимо учитывать для получения качественной фотографии (10 условий).

Какие приемы необходимо знать для обработки цифровых изображений (8 приемов).

Исследовательские темы.

Исследования этнографические: одежды, быта, средств передвижения, традиций кочевых народов.

Исследования историко-географические: одежды, снаряжения, средств передвижения путешественников прошлых эпох.

Исследования по созданию музея истории экспедиционного снаряжения.

Исследования по созданию энциклопедии «Экспедиционный опыт человечества: от кочевых народов до современных экспедиций».

Исследования по созданию положительного образа российского путешественника - исследователя.

Исследования по созданию новых методов и средств фотосъемки в экспедиционных путешествиях.

Специальная физическая подготовка краеведа-фоторепортера.

Ожидаемые результаты.

Фотовыставки, конкурсы фотографий и рассказов, публикация материалов на сайте, сбор материала для создания историко-краеведческого музея и историко-географической энциклопедии, выставка реферативных и графических работ, создание методических пособий.


2. Школа-лаборатория экспедиционного дизайна «Мастер».

Возраст школьников.

От 12 до 18 лет.

Девиз школы.

«Не бывает плохой погоды, бывает плохая одежда».

Продолжительность программы ознакомительного уровня.

6 месяцев - 72 часа (3 часа в неделю, 12 часов в месяц).

Образовательные темы.

 (Программа Школы будет опубликована в конце сентября после утверждения).

Как разработать и изготовить костюм путешественника.

Как разработать и изготовить снаряжение путешественника (палатку, спальный мешок, рюкзак и т. д).

Как протестировать костюм и снаряжение путешественника в натурных условиях.

Исследовательские темы.

Исследования по созданию экспедиционного бренда и стиля  российского путешественника.

Исследования по созданию новых образцов снаряжения для экспедиционных путешествий  с использованием исторического и этнографического опыта, инновационных технологий и современных материалов.

Исследовательские испытания экспедиционного снаряжения в натурных условиях.

Специальная физическая подготовка дизайнера.

Ожидаемые результаты.

Выставки, экспозиции, показы коллекций одежды и снаряжения, публикация материалов на сайте, создание методических пособий.


3. Школа юного геолога «Робинзон».

Возраст школьников.

От 12 до 18 лет.

Девиз школы.

«Без спешки - без отдыха».

Продолжительность программы ознакомительного уровня.

6 месяцев - 72 часа (3 часа в неделю, 12 часов в месяц).

Образовательные темы.

(Программа Школы будет опубликована в конце сентября после утверждения).

Как организовать и провести путешествие в тундре, тайге, горах, пустыне, джунглях.

Как собирать минералогические и палеонтологические коллекции.

Какие существуют современные методы и средства организации полевого лагеря.

Какие существуют современные методы и средства проведения маршрутов.

Как разработать тактику организации маршрута.

Какие бывают технические приемы преодоления препятствий в маршруте.

Какие бывают способы передвижения в маршруте.

Какие существуют правила профилактики и предупреждения аварийных ситуаций.

Как предупредить возникновение травм и заболеваний в маршруте.

Какие походные навыки необходимо знать.

Что необходимо знать о психологии и физиологии экспедиционных путешествий.

Как выжить если остался один в тундре, тайге, горах, пустыне, джунглях.

Исследовательские темы.

Исследования по созданию современных методов и средств проведения экспедиционных путешествий.

Исследования по созданию методики подбора оптимального комплекта снаряжения для каждого географического района.

Исследования по созданию новых методов и средств выживания в различных географических районах.

Специальная физическая подготовка юного геолога.

Ожидаемые результаты.

Фотовыставки, экспозиции по климатическим и природным зонам, демонстрация практических навыков в форме соревнований на полосе препятствий, публикация материалов на сайте, создание методических пособий.


4. Школа юного спасателя «Волонтер».

Возраст школьников.

От 12 до 18 лет.

Девиз школы.

«Будь готов, а не испуган».

Продолжительность программы ознакомительного уровня.

6 месяцев - 72 часа (3 часа в неделю, 12 часов в месяц).

Образовательные темы.

 (Программа Школы будет опубликована в конце сентября после утверждения).

Как организовать и провести поисково - спасательные работы в различных географических районах.

Как организовать и провести транспортировку пострадавшего с использованием подручных средств.

Как оказать первую медицинскую помощь в путешествии себе и своему товарищу.

Как разработать индивидуальную медицинскую аптечку, набор выживания и укладку спасателя.

Как научиться работать в команде.

Как стать лидером экспедиционной группы.

Исследовательские темы.

Исследования по созданию новых методов и средств поиска, спасения и оказания медицинской помощи в экспедиционных путешествиях.

Специальная физическая подготовка юного спасателя.

Ожидаемые результаты:

Фотовыставки, экспозиции, демонстрация практических навыков в форме соревнований на полосе препятствий, публикация материалов на сайте, создание методических пособий.


5. Школа вожатых «Лидер»

6. Школа руководителей экспедиционных путешествий;

7. Школа командиров волонтерских спасательных отрядов;

8. Школа инструкторов по выживанию в автономных условиях;

9. Школа экспертов-испытателей экспедиционного и спасательного снаряжения.

Все курсанты, прошедшие обучение и успешно сдавшие экзамены и нормативы по спецфизподготовке получают сертификат и диплом установленного образца.

Девиз школ.

«Делай как я» и «Инструктор всегда прав, потому что всегда готов».

Образовательные темы

(Программы Школ будут опубликованы в конце сентября после утверждения).

Вожатый - это организатор и руководитель мероприятий по пребыванию детей и молодежи вне города в условиях природной среды.

Многообразие видов активного приключенческого отдыха и моделей выживания на природе.

Инструктор по выживанию - автор сценария и режиссер экстремальных ситуаций.

Выживание - как мероприятие приключенческого туризма.

Стандарты приключенческого отдыха для детей. Термины и определения.

Роль лидера. Обязанности лидера. Технические возможности лидера

Роль лидера в управлении рисками.

Реагирование на инциденты и аварийные ситуации.

Профессиональное и этическое поведение.

Требования к компетенции. Знания. Навыки. Общение или личностные качества. Поддержание и улучшение компетенции.

Непрерывное профессиональное развитие. Поддержание компетенции.

Психология межличностных отношений.

Психология и искусство общения в работе.

Предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций. Поведение в ситуации межличностного конфликта.

Саморегуляция психофизического состояния в работе.

Вожатый, инструктор и командир - это руководители школьных групп в чрезвычайных ситуациях. Некоторые психологические аспекты мобильных автономных групп.

Вожатый, инструктор по выживанию и командир волонтеров - это потенциальные руководители поисково - спасательными работами.

Выживание - это адаптация. Психологические аспекты.

Формы и виды обучения вожатых, командиров, инструкторов и экспертов.

Особенности работы лидера группы в чрезвычайной ситуации в различных климатических условиях.

Педагогический процесс как единство обучения и воспитания.

Знания, умения и навыки как основные дидактические понятия.

Типы обучения, их особенности и область применения.

Занятие (урок) как основная форма организации учебной работы. Типы занятий.

Особенности методического урока (занятия).

Организационные меры обеспечения безопасности - материально-техническое обеспечение группы, тип и способ проведения мероприятий в автономных условиях природной среды.

Организация мероприятий по поддержанию работоспособности инструкторов, командиров, экспертов и вожатых при проведении работ в автономных условиях. Реабилитационные мероприятия после окончания спасательных работ.

Исследовательские темы.

Исследования по созданию новых методов и средств по предотвращению аварийных и опасных ситуаций на организованных для детей и молодежи мероприятиях в условиях дикой природы.

Исследования по теории и практике управления подростковыми группами в экстремальных ситуациях.

Специальная психофизиологическая подготовка.

Предназначена для эффективного управления детскими и молодежными группами в экстремальных условиях.

Цели психофизиологической подготовки для действий в особых условиях.

Повышение выносливости при сверхдлинных переходах в труднодоступной местности.

Повышение остроты зрения в условиях плохой видимости.

Повышение умственных возможностей при внезапных аварийных ситуациях.

Повышение работоспособности организма в экстремально жарком климате.

Повышение работоспособности организма в экстремально холодном климате.

Повышение работоспособности организма в высокогорье.

Повышение работоспособности организма при длительном нахождении в холодной воде.

Приобретение способностей для быстрого расслабления и отдыха при физическом и психологическом перенапряжении.

Поддержание работоспособности организма при отсутствии продуктов питания.

Ожидаемые результаты. 

Методические рекомендации, рефераты, правила и инструкции. Учебник и сборник ситуационных задач. Конференции. Публикации на сайте.


Школы проводит Лучанский Григорий Григорьевич

Моб. тел. +7 (916) 692-43-80

Эл. почта: aerogeol@yandex.ru

Сайты: geolmarshrut.ru, tmgl.ru

© Центр экспедиционного и специального снаряжения 2009.
Наши контакты:
e-mail: cess@aerogeologia.ru